Главная Блог заботливых родителей Возраст "НЕТ" и как с этим бороться

Возраст "НЕТ" и как с этим бороться

Возраст "НЕТ" и как с этим бороться
Назад к статьям
Возраст "НЕТ" и как с этим бороться

Потом с большими или меньшими страданиями переживаешь свое бессилие. А потом либо случайно, либо в отчаянии, либо после прочтения гор книг и гигабайтов статей, либо после беседы со специалистом тебя осеняет. И дверца открывается! Заработало! 

Не бай, не ням, не домой! 

Я не сразу поняла, что это такое. В 2,5 года дочка пережила общий наркоз. И когда она первый раз (через день после наркоза) начала вечером истошно кричать "не бай, не бай!", я решила, что она просто боится засыпать. Я объясняла ей, что мама рядом, что больше никто ничего не будет с ней делать, что мы спим в своей кровати и проснемся тоже в своей кровати... 

Я тогда еще верила, что на малышей действуют логические аргументы, что поговорить – это лучший способ коммуникации вне зависимости от возраста собеседника. 

В конце концов я взяла дочку на руки, начала качать и вместо "баю-бай" пела "не бай – не бай…". Кажется, на мотив старой песни "Кленовый лист". И девочка затихла. 

Но и тогда я еще ничего не поняла. 

И когда дочка под конец прогулки начинала кричать "не домой! не домоооой!", я ее уговаривала, я предлагала ей идти домой другой – дальней дорогой, то есть гулять в сторону дома. Гулять в сторону дома – это был привычный способ увести ребенка с прогулки на протяжении нескольких месяцев. 

Но гулять в сторону дома тоже не помогало, дочка продолжала истошно кричать: "Не домой!". Однажды я взорвалась: "Не домой, не играть!". Малышка тут же переполошилась: "Домой! Игать!". Она начала заглядывать мне в глаза: "Домой? Игать?". 

Это было прозрение. 

Мы потом еще несколько месяцев так и разговаривали – "не ням!", "не собираться не в гости", "не читать книжки". До тех пор, пока дочка на мое очередное "Мася, не идем не ням!" не ответила: "Мама, я просто хочу суп!" ("Пйосто хоцу сюп"). Уф, перевалили перевал, переплыли Атлантику (кролем или брассом, иногда по-собачьи), можно выдохнуть. 

Мася протестует 

Переодеться перед сном – война. Одеться ехать в гости к любимой родственнице – война. Вымыть руки перед едой – война. "Нет! Нет! Неееет!!!" 

Осенило тоже неожиданно. На ор в комнату зашел отец, спросил у меня, что такое? Я ответила просто: "Мася протестует!". Мася на несколько мгновений замолкла, посмотрела на меня, на отца. Потом начала протестовать с удвоенной энергией, с чувством исполняемого долга на лице и хитринкой в глазках, – играть так играть! 

Я была очень уставшая. Мне было все равно, мне хотелось только надеть на нее пижаму. И я сказала: "Слушай, Мася, давай я тебя сейчас одену, а протестовать ты будешь потом. Мы ляжем, я тебе скажу, а давай я почитаю тебе айболита, а ты будешь кричать, что нет, не хочу айболита, неееет! Давай?" 

Мася заволновалась, настороженно засмеялась. Поскольку смешанные чувства она испытывать была еще не в состоянии (еще не отросли нужные отделы в головном мозге), то есть осмысливать предложение, бояться, что останешься без сказки на ночь, и в то же время протестовать ей было трудно, она дала себя одеть. 

Главным было не забыть напомнить ей, когда легли, об игре и потребовать от нее протестов в обещанном месте. 

Работало почти безотказно. То есть в более чем половине случаев, а это, согласитесь, немало. 

А покричать? 

Дочка кричала, мне казалось, почти постоянно. По любому поводу, при любой неясности открывала рот и: "Аааааааа!". Ни мы, ни соседка-старушка пережить этого уже не могли. Особенно когда из-за криков у нас сбивался режим дня. 

Поводом для крика могло стать что угодно. Играли в прятки и не поискали девочку за креслом, а только под креслом, в то время как она пряталась за папиной ногой. Не смогли упаковать банан в кожуру обратно. Надели на ребенка не ту майку или дали не ту ложку (не ту, что она молча имела в виду). Яблоко оказалось не того цвета, а книжка открылась не на той странице. 

Напишите в материнский форум вопрос, из-за чего кричат ваши двухлетки, и получите сотни историй, подобных нашим. 

Короче, нас надо было спасать. Масю – нет. Ее саму ее ор не напрягал и не изнурял. Она не слабела, не "отключалась" после крика. Просто замолкала и жила себе дальше. Но замолкнуть могла через 20 или 40 минут. 

И мы говорили, что сейчас кричать не надо, мы в доме не кричим, мама не кричит, папа не кричит. И Мася не кричит. Не кричит!!! А вот выйдем на море, там и покричишь (мы тогда жили не в Москве и даже не в России). А вот пойдем в выходной гулять, и покричишь. 
Очень важно было, когда выходили в безопасное место, напомнить девочке, что надо покричать. Надо. Обещали же. Кричи, Мася! 

И вот однажды… Однажды она спросила: "Мама, а мы сегодня пойдем на пляж? Я хочу покричать!". Как я была горда своей дочерью в тот момент! И еще я поняла, что все, она перестала быть младенцем, она вдруг – в одну ночь – превратилась в просто ребенка. 

Родители должны выдерживать своих детей 

Это был сильный опыт для нас. Мы учились смотреть не на внешние проявления, а вглубь – не на поведение ребенка, а на то, что за этим поведением стоит. 

Мы показали дочке, что она может не беспокоиться, что все под контролем. Что мы надежные, устойчивые, что мы выдержим любую ее качку. И вот она вынырнула из своего младенчества, в одночасье перестала говорить о себе "Мася", а стала говорить "я", к нам с отцом обращаться на "ты". 

Кризис "нет" иногда называют первым проявлением воли ребенка. Но это не воля. Это попытки как-то справиться с просыпающимся чувством своей отдельности от родителей, понять, почувствовать, обозначить свое место в семье, свое отдельное место. Это начало так называемого кризиса 3 лет – кризиса самоосознания. 

Сейчас дочке пять. Она, похоже, в другом кризисе – учится управлять собой, учится сама справляться со своими эмоциями и чувствами. И я снова не во всем за ней успеваю. Снова привычные модели перестали работать. Я пока мечусь между сводящим меня с ума бессилием и озарениями. 

Вот вчера мне удалось ее уложить спать нормально, но что это было – случайность или найденный наконец путь? Пока не знаю. Если это не случайность, а наш с ней инсайт, я обязательно расскажу вам об этом. Когда-нибудь. Когда смогу на какое-то время выдохнуть и сосредоточиться… Когда-нибудь я смогу выдохнуть и сосредоточиться. Я в это верю. 

Моя любимая психолог Лиана Натрошвили как-то сказала: "Родители должны выдерживать своих детей". Мне кажется, это очень глубоко и очень сильно. Дети растут и не всегда могут справиться с тем, что с ними происходит, не всегда могут выдержать это сами, без помощи. 

Тогда за них должны справляться мы, выдерживать должны мы. Только так мы поможем им пройти через кризисы роста и стать нормальными, адекватными, милыми детьми, с которыми можно даже договариваться. До следующего кризиса. И так до тех пор, пока они не станут взрослыми. 

А какими они станут взрослыми – зрелыми или не очень – зависит в том числе от того, выдерживаем мы их или нет. 

 

Наталья Калашникова, http://mamsila.ru/feed/1402

Блог заботливых родителей о жизни, детях и воспитании
Игры на развитие внимания, памяти и речи

Игры, в которые можно не только играть дома с вашими детсками, но и одновременно развивать их высшие функции мышления!

 Читать дальше>>>
Возраст "НЕТ" и как с этим бороться

Возрастной кризис у ребенка – это когда вдруг привычные, эффективные модели взаимодействия (= разрешения сложных ситуаций) перестают работать. Сначала ты понимаешь, что что-то пошло не так, ребенок поломался, или что? Вроде уже удавалось с ним договариваться. 

 Читать дальше>>>
Почему фраза "перестань плакать" не работает?

Будучи родителями, мы сталкиваемся с массой самых разных эмоций в течение дня. И иногда этих эмоций слишком много, и мы вскипаем. Если в момент, когда вы и так уже почти на грани, ребенок начинает заливаться плачем, соблазн прекратить это сию же секунду любой ценой очень высок. 

 Читать дальше>>>
Сказкотерапия: когда логика не помогает

Бывает, нам не удается решить проблему, как бы мы ни старались рассуждать логически. Когда рациональное левое полушарие бессильно, на помощь приходит творческое правое. Один из эффективных способов работы с ним – сказкотерапия. Что это за метод и как он помогает решить, казалось бы, нерешаемую проблему, рассказывает психолог Елена Мкртычан.

 Читать дальше>>>
Верить или нет? Что рассказывать ребенку про Деда Мороза

Все мы в детстве писали ему письма, учили для него стишки и считали дни, оставшиеся до встречи. Но сейчас, став папами и мамами, иногда сомневаемся: а нужно ли поддерживать в ребенке веру в Деда Мороза?

 Читать дальше>>>
Поделки из природных материалов

Поделки из природного материала дети особенно любят, ведь их можно сотворить из того, что они сами найдут в парке, в поле, в лесу, на морском побережье или в горах. Главное – чтобы хватило фантазии превратить ракушки, гальку, камушки, веточки, сухие плоды, шишки, желуди, каштаны, орехи, семена или соцветия своими руками в нечто необычайное!  К тому же природный материал – самый экологический материал для занятий с детьми.

 Читать дальше>>>
Язык для общения с малышами "ТОДЛЕРИЗ"

"Тодлериз" (от англ. "toddler", - "самостоятельный малыш", этим словом в англоязычных странах называют деток в возрасте от 1 до 4 лет) – язык общения с малышами, разработанный детским врачом из Санта-Моники доктором Харви Карпом.

 Читать дальше>>>
Как вырастить ребенка свободным и счастливым?

Вальдорфская педагогика, которая ставит своей целью – воспитание свободных, творческих, независимых и счастливых людей, симпатична очень многим. Но не у всех есть возможность отдать своих детей в вальдорфский детский сад или школу, однако использовать некоторые принципы и находки вальдорфцев родители могут и в домашних условиях.

 Читать дальше>>>
Как облегчить малышу утренний подъем

В холодное время года все труднее разбудить ребенка утром, ведь за окном еще темно. Организм интуитивно протестует против такого «варварского» вставания. Чтобы облегчить малышу подъем, сделайте это процедуру максимально приятной, прибегнув к следующим ухищрениям.

 Читать дальше>>>
23 игры для развития детской моторики детей

Серия игр которая поможет развить детскую моторику...

 Читать дальше>>>
Как научить ребенка самостоятельно одеваться?

Совет 1. Когда нужно начинать учить?

Начинать учить ребенка самостоятельно одеваться нужно в возрасте с двух до трех лет, в этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к самостоятельности, такой возраст еще называют «я сам», поэтому обратите внимание в это время.....

 Читать дальше>>>